Себестоимость реализованной продукции (COGS): формула, примеры | Finopedia

Себестоимость реализованной продукции (COGS): формула, примеры

Себестоимость реализованной продукции, часто сокращаемая как COGS (Cost of Goods Sold), является управленческим расчетом, который измеряет прямые затраты, понесенные при производстве товаров, которые были проданы в течение заданного периода. Другими словами, это сумма денег, потраченная компанией на труд, материалы и накладные расходы на производство или покупку продуктов, которые были проданы клиентам в течение года.

 

 

Что такое себестоимость реализованной продукции?

 

Обратите внимание, что это число не включает косвенные затраты или расходы, понесенные для производства продукции, которая фактически не была продана к концу года. COGS включает только прямые затраты на проданный товар. Цель расчета COGS – оценить истинную стоимость производства товаров, которые приобрели покупатели за год.

 

Формула COGS особенно важна для руководства компании, поскольку она помогает им проанализировать, насколько эффективно контролируются затраты на исходные материалы и оплату труда. Кредиторы и инвесторы также используют показатель себестоимости реализованной продукции для расчета валовой рентабельности (по англ. Gross profit margin) бизнеса и анализируют, какая доля доходов доступна для покрытия операционных расходов.

 

Как производители, так и розничные сети указывают COGS в отчете о прибылях и убытках, в качестве расхода непосредственно после выручки за этот период. Затем COGS вычитается из общей выручки, чтобы получить валовую прибыль.

 

Давайте посмотрим, как рассчитать себестоимость реализованной продукции.

 

 

Формула

 

COGS рассчитывается путем прибавления 1) расходов на производство товаров за период к 2) товарно-материальным запасам (inventory) на начало периода и 3) вычитания товарно-материальных запасов на конец периода.

 

Себестоимость реализованной продукции =

Запасы (начало периода) + Расходы на производство  Запасы (конец периода)

 

Первоначально формула COGS может показаться немного странной, но она достоверна. Помните, мы хотим рассчитать себестоимость товара, который был продан в течение года, поэтому мы должны начать с начальных товарно-материальных запасов.

 

Затем мы добавляем новые запасы, который были приобретены в течение периода. Это дает нам общую стоимость всех запасов, но мы не можем останавливаться на данном этапе. Мы только хотим рассчитать себестоимость товаров, проданных в течение периода. Таким образом, мы должны вычесть конечный уровень запасов, чтобы оставить только те товары, которые были реализиованы.

 

Эти вычисления немного могут запутать, но они имеют смысл, если концептуально рассудить. Давайте посмотрим на пример.

 

 

Пример

 

Компания ОбувьБум является продавцом обуви и имеет 5 различных магазинов. ОбувьБум специализируется на спортивной обуви и других спортивных товарах и требует высоких товарно-материальных товаров для продажи в праздничные сезоны. ОбувьБум заканчивает учет в конце года и рассчитывает COGS следующим образом:

 

Начало периода: $300 000

Новые покупки: $670 000

Конец периода: $95 000

 

Необходимо найти себестоимость товаров, проданных компанией.

 

COGS = $300 000 + $670 000 – $95 000 = $875 000

 

Как вы можете увидеть, ОбувьБум продала товары с себестоимостью $875 000 в течение года, оставив на 31 декабря продукции на сумму всего лишь $95 000.

 

Эта информация не только поможет руководству компании планировать покупки запасов на следующий год, но и оценить расходы. Например, ОбувьБум может перечислять затраты по каждой из своих категорий продуктов и сравнивать их с продажами. Это сравнение позволит определить маржу рентабельности по каждой категории товаров. Поэтому ОбувьБум может проанализировать, какие товары наиболее рентабельные, и какие – менее.

 

 

Методы оценки себестоимости запасов

 

Каким образом показатель COGS зависит от метода оценки?

В определении COGS указывается, что только продукция, проданная в текущем периоде, должна быть включена в расчет COGS. Однако не указывается, какой товарный запас считается проданным. Такая компания как ОбувьБум может использовать методы оценки себестоимости запасов:

  • FIFO (first-in, first-out)
  • LIFO (last-in, first-out).

Оба имеют совершенно разные последствия для расчета.

 

 

Вычисление COGS с использованием FIFO

 

FIFO учитывает покупки и продажи в хронологическом порядке. Первый приобретенный товар также является первым проданным товаром. Возвращаясь к нашему примеру, ОбувьБум покупает товар в январе, а затем снова в июне. Используя FIFO, Обувьбум всегда списывает январские запасы прежде чем июньские.

 

Во время инфляции FIFO имеет тенденцию к увеличению чистого дохода с течением времени путем снижения себестоимости.

 

 

Вычисление COGS с использованием LIFO

 

С другой стороны, LIFO является полной противоположностью FIFO. Последний купленный у поставщика (изготовленный/произведенный) товар – это первый проданный товар клиенту. Таким образом, ОбувьБум продает вначале июньские товары, а затем январские.

 

Предполагая, что цены выросли с января по июнь, ОбувьБум заплатила бы больше за июньские запасы, а LIFO увеличит расходы и снизит чистую прибыль по сравнению с FIFO.

 

Также важно, какой тип системы инвентаризации используется для подсчета покупок и продаж. Большинство компаний используют один из двух методов: периодическая или непрерывная инвентаризация.

 

 

Вычисление COGS – периодической инвентаризации

 

Периодическая инвентаризация подсчитывает запасы с различными временными интервалами в течение года. Если бы ОбувьБум использовала этот метод, она периодически бы подсчитывала свои товарно-материальные запасы в течение года, может быть, в конце каждого квартала. Хотя эта система недорогая, это не самая идеальная система инвентаризации из-за задержки реальных данных. Если ОбувьБум проверяет количество инвентаря каждые 3 месяца, она может не видеть проблем с запасами. ОбувьБум также не может подготовить и точную отчетность о прибылях и убытках до конца каждого квартала.

 

 

Вычисление COGS – непрерывная инвентаризации

 

Непрерывная инвентаризации учитывает количество товаров в режиме реального времени. Как только что-то куплено, оно записывается в систему. Как только что-то продается, оно удаляется из системы, сохраняя подсчет запасов в реальном времени. Используя непрерывную инвентаризация, ОбувьБум сможет вести более точные записи о своих товарах и производить отчет о прибылях и убытках в любой момент в течение периода. Единственным недостатком непрерывной инвентаризации является стоимость. Обычно для ее реализации необходимо использовать компьютерную систему со штрих-кодами.

 

Как вы можете видеть, множество разных факторов может повлиять на стоимость определения себестоимости. Вот почему COGS часто является предметом мошеннического учета. Руководство, стремящееся улучшить отчетность компании, может умышленно неправильно подсчитать запасы, изменить метод учета.

 

Однако при правильном использовании COGS представляет собой полезный расчет для руководства компании и внешних инвесторов для оценки того, насколько хорошо компания покупает и реализует свои товары.