Валовая рентабельность (Gross Margin) | Finopedia

Валовая рентабельность (Gross Margin)

Валовая рентабельность (по англ. Gross margin) – это выручка (revenue) за вычетом себестоимости реализованной продукции (COGS), разделенная на выручку. Валовая прибыль показывает сумму, которую получает компания от продажи своих продуктов и услуг до вычета любых сбытовых затрат и административных расходов. Эта цифра может резко варьироваться в зависимости от отрасли. Например, компания, которая продает электронные книги через интернет, может иметь чрезвычайно высокую валовую маржу, поскольку она не продает никаких физических товаров с дорогой себестоимостью. И наоборот, продажа физического товара, такого как автомобиль, приведет к значительно более низкой валовой рентабельности.

 

Уровень валовой прибыли, полученной от реализации товара, определяет остаток средств, за счет которого приходится оплачивать административные расходы, рекламу, проценты по кредитами, а также получать прибыль. Это ключевая проблема при составлении бюджета, поскольку валовая прибыль формирует допустимый объем расходов для компании.

 

 

Формула

 

Как уже отмечалось, формула gross margin представляет собой отношение валовой прибыли к выручке. А валовая прибыль – выручка за вычетом COGS. При этом, необходимо использовать чистые продажи, а не валовые продажи, поскольку большое количество возвращенных товаров или дефектов может исказить результаты расчета. Валовая рентабельность выражается в процентах, поскольку это позволяет сравнивать показатели разных компаний в отрасли:

 

Валовая прибыль ÷ Чистые продажи

Gross Income ÷ Revenue

 

 

Пример

 

Abercrombie & Fitch Co. разрабатывает и производит высококачественную одежду для всех возрастов. В отчете о прибылях и убытках по итогам отчетного 2017 года:

 

Общий объем продаж: $3,492,690 тыс.

COGS: $1,408,848

Магазинные расходы: $1,542,425  

Маркетинговые и административные расходы: $471,914

Процентные расходы: $16,889

 

Во-первых, необходимо рассчитать общую сумму валовой прибыли:

 

$3,492,690 – $1,408,848 = $2,083,842

 

Это означает, что все проданные товары стоили компании около $1.4 млрд. Теперь у Abercrombie & Fitch Co. имеется немного больше $2 млрд., которые можно использовать для оплаты других расходов.

 

Валовая рентабельность = $2,083,842 / $3,492,690 = 59.7%

 

При этом, валовая рентабельность Abercrombie & Fitch Co. В 2016 году составляла 61%. Таким образом, данный показатель за последний ухудшился на 1.3%. В то же время, в 2016 и 2017 гг. валовая рентабельность Ralph Lauren составляла 54.9% и 60.7% соответственно согласно отчету 10K.

 

Следовательно, руководству Ralph Lauren удалось за последний год увеличить валовую маржу на 580 базисных пунктов и обогнать аналогичный показатель Abercrombie & Fitch Co. Аналитик может проделать дальнейшую работу по выявления причин ухудшения показателя Abercrombie & Fitch Co., а также провести более детальный анализ, используя следующие метрики:

 

Рентабельность активов (return on assets)

Рентабельность собственного капитала (return on equity)

Рентабельность по EBITDA (EBITDA margin)

Операционная рентабельность (Operating margin)

Свободный денежный поток (free cash flow)

 

 

Анализ

 

Показатель валовой рентабельности полезен при отслеживании динамики и выявления существенных изменений для дальнейшего углубленного инвестиционного анализа акции. Снижение валовой рентабельности может вызывать серьезную обеспокоенность, поскольку это может означать снижение конкурентоспособности продуктов и / или услуг компании.

 

Валовая маржа включает производственные издержки, некоторые из которых могут быть фиксированными или смешанными. Анализ валовой прибыли должен сопровождаться рассмотрением коэффициента оборачиваемости товарно-материальных запасов. Высокий уровень оборачиваемости запасов вкупе с низкой валовой рентабельностью, является эквивалентом низкого коэффициента оборачиваемости с высокой валовой рентабельностью с точки зрения общего годового дохода.

 

 

Сравнение с рентабельностью чистой прибыли

 

Существенное различие между gross income margin и net income margin заключается в том, что чистая прибыль включает все прочие расходы, не связанные со стоимостью проданных товаров. Таким образом, затраты на администрирование, продажу и финансирование учитываются в расчете чистой прибыли. Рентабельность чистой прибыли полезна для оценки общей доходности компании.