Азиатский кризис 1997-1998: причины, решения, уроки >

В период с июня 1997 года по январь 1998 года финансовый кризис охватил страны юго-восточной Азии. За предыдущее десятилетие Таиланд, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Гонконг и Южная Корея показали один из самых высоких темпов роста в мире. Их ВВП увеличились от 6% до 9% в год. Однако бурный рост неожиданно закончился в конце 1997 года, когда поочередно в одной за другой стране обрушились местные фондовые рынки и валюты. Когда падение прекратилось в начале 1998 года, фондовые рынки во многих из этих стран потеряли более 70% своей стоимости, их валюты обесценились по отношению к доллару США, а лидеры этих стран были вынуждены обратиться за помощью в Международный валютный фонд (МВФ).

 

 

Причины кризиса

 

Интенсивный бум закончился в июле 1997 года, когда азиатский регион пострадал от одного из худших экономических кризисов. Крах тайской валюты (бат или THB) вызвал эффект домино в регионе, в результате чего валюты других азиатских стран подверглись давлению, а затем быстро обесценились.

 

В середине мая 1997 года тайский бат был подвержен массовым спекулятивным атаками, а поскольку валюта была привязана к USD, ЦБ должен был тратить валютные резервы для защиты Бата. Хотя правительство и не желало корректировать привязку к доллару США, ему не хватило иностранных резервов для поддержки THB. Поэтому 2 июля 1997 года у правительства Таиланда не было другого выбора, кроме как установить плавающий обменный курс. THB резко обесценился на 20% и вызвал цепную реакцию, которая привела к региональному кризису.

 

Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммед ввел строгие финансовые ограничения, надеясь взять под контроль отток капитала и привязал ринггит (MYR) к USD на уровне 1 USD = 3,8 MYR, после того, как MYR ослабла с 2,5 до 4,57. В Южной Корее индекс акций упал на 7%. Кредитный рейтинг страны в течение нескольких месяцев снизился с A1 до B2 по шкале Moody's, что привело к дальнейшему краху на фондовом рынке. Из-за кризиса крупные автомобильные компании были либо расформированы, либо национализированы.

 

Инвестиционный бум. К середине 1990-х годов азиатские страны переживали беспрецедентный инвестиционный бум, большая часть которого финансировалась заемными средствами. В период с 1990 по 1995 год внутренние инвестиции увеличивались на 16,3% в год в Индонезии, 16% в год – в Малайзии, 15,3% –  в Таиланде и 7,2% в год в Южной Корее. Для сравнения, за тот же период инвестиции в США выросли на 4,1% в год, и на 0,8% в год во всех странах с высокими доходами на душу населения. Более того, темпы инвестиций ускорились в 1996 году. Например, в Малайзии инвестиции составили 43% от ВВП в 1996 году.

 

Избыток мощностей. По мере того, как объем инвестиций, предоставляемый преимущественно самими правительствами азиатский стран, раздувался в течение 1990-х годов, качество многих из этих инвестиций значительно ухудшалось. Слишком часто инвестиции осуществлялись на основе прогнозов относительно будущих условий спроса, которые были нереалистичными. Результатом стало появление значительных избыточных мощностей.

 

Например, строительный бум в Таиланде привел к появлению избыточных мощностей в жилой и коммерческой недвижимости. К началу 1997 года в Бангкоке не было занято 365 000 единиц жилья, а еще 100 000 единиц жилья планировалось завершить в 1997 году. Таким образом, к середине 1990-х годов предложение не только догнало спрос, но и существенно его превысило. 

 

Долговая нагрузка. К началу 1997 года масштабные инвестиции в промышленные активы и собственность создали ситуацию избыточной мощности, что привило к падению цен. При этом, высокие инвестиции привели к росту долговой нагрузки, которую компании больше не могли обслуживать. Хуже того, большая часть заимствований для финансирования инвестиций была номинирована в долларах США, а не в локальной валюте, поскольку долларовые ставки были ниже, чем в локальной валюте. А местные валюты жестко привязывались к доллару. Отношение внешнего долга к ВВП в некоторых из этих стран выросло до 160%. Поэтому, девальвация местной валюты привела бы к банкротству предприятий, что и произошло. 

 

Поднятие ставок в США. По мере того, экономика США возвращалась к стабильному росту в 1990-х годах, глава ФРС Алан Гринспеп начинал ужесточать монетарную политику для предотвращения инфляционного риска. Повышение ставок в США улучшило инвестиционную привлекательность американских активов по сравнению с азиатскими, что также оказало давление на курс локальных валют.

 

 

Помощь МВФ

 

Размах коллапса потребовал неотложных действий со стороны Международного Валютного Фонда, чтобы спасти потерпевшие фиаско азиатские экономики. Страны, которые серьезно пострадали, подверглись серьезному риску дефолта по своим кредитам. Однако, сценарий с дефолтом не был лучшим выходом из ситуации, учитывая, что некоторые из пострадавших стран являлись одними из самых богатых стран в мире.

 

Международный валютный фонд (МВФ) составил ряд мер по урегулированию кризиса, чтобы избежать дефолтов по своим кредитам. Финансовая поддержка со стороны МВФ была привязана к реформам, которые необходимо было внедрить азиатским странам, начиная от урегулирования банковской деятельности и заканчивая финансовой системой. МВФ раздел весь пакет помощи на транши, которые предоставлялись странам после оценки соответствующих критериев, установленных МВФ. МВФ призвал страны, пострадавшие от кризиса, сократить государственные расходы и бюджетный дефицит, также правительствам необходимо было спасать неплатежеспособные финансовые учреждения и повышать процентные ставки. Это должно было вернуть доверие к экономике каждой страны и защитить валюту.

 

Южная Корея получила самую большую сумму в размере $57 млрд. Другие пострадавшие страны получили гораздо меньшие пакеты помощи и согласились на многие внутренние реформы. Суммарный объем помощи составил около $110 млрд.

 

Азиатский экономический кризис изменил и политическую конъюнктуру в регионе. Наиболее примечательным событием на политической арене оказалась отставка премьер-министра Таиланда и президента Сухарто из Индонезии после трех десятилетий правления.

 

 

Уроки азиатского кризиса

 

1. Режим с фиксированным курсом валюты. Правительство, которое контролирует обменный курс должно обладать достаточным запасом золотовалютных резервов для стабилизации своей валюты. В противном случае население потеряет доверие к ЦБ и валюта может девальвироваться, что произошло в Венесуэле в 2017 г. А компании, финансирующие свою деятельность за счет валютных кредитов, должны обладать валютный выручкой для покрытия как валютных процентов, так и погашению валютных долгов.

 

2. Государственные расходы. Правительство руководило расходной составляющей по инфраструктурным проектам и стимулировало частные инвестиции в отдельные сектора, что также способствует возникновению пузырей.

 

3. Пузыри на рынке рисковых активов. Инвесторы должны внимательно следить, если какой-либо актив начнет резко возрастать в стоимость. Слишком часто эти пузыри в конечном итоге оборачиваются плачевно как для отдельных стран, так и мировой экономики в целом. (Подробнее о крахе доткомов читайте в статье Пузырь доткомов: история, причины, последствия)

 

4. Роль МВФ. МВФ часто подвергается критике за то, что требует  выполнения слишком строгих условий в своих кредитных соглашениях, особенно от таких стран, как Южная Корея во время азиатского кризиса и Греции в 2010-2012 гг. О причинах кризиса в Греции можно прочитать здесь. Чрезвычайно жесткие меры МВФ также могут оказаться причиной продолжительного кризиса.